Испытания IT-системы до и после запуска: чек-лист самых важных тестов
Итак, вы отлично поработали и держите в руках новенькую информационную систему. Она удачно прошла функциональные и нефункциональные тестирования, и, кажется, полностью готова к запуску. Но проверки на этом не заканчиваются. В этой статье мы расскажем, как еще тестируют информационные системы (ИС) и для чего это нужно.
Тестирование перед эксплуатацией ИС
Когда ИС уже полностью доработана и готова к реализации, есть смысл провести еще несколько тестов:
Тестирование установки (Installation Testing) – серия проверок, в ходе которых специалисты оценивают, как разворачиваются компоненты ИС в разных конфигурациях. Важно понять, корректно ли устанавливаются отдельные программы в условиях, предусмотренных техническими спецификациями и бизнес-требованиями.
Тестирование конфигураций (Configuration Testing) – логическое продолжение предыдущей проверки. Даже если все программные компоненты развертываются корректно, нужно узнать, будут ли они так же корректно работать и выполнять заложенные в них функции. В ходе теста проверяется работа серверной части, виртуальных рабочих мест и других компонентов ИС при всех программных и аппаратных конфигурациях, предусмотренных спецификациями.
Приемочное тестирование (Acceptance Testing) – комплексная проверка, которая должна показать, соответствует ли ИС заявленным функциональным и нефункциональным (производительность, надежность, эргономичность и т.д.) требованиям. Такая проверка состоит их функциональных и нефункциональных тестов и, как правило, выполняется по специально разработанной методике.
Может показаться, что приемочное тестирование ничем не отличается от функциональных и нефункциональных испытаний, о которых мы писали в прошлый раз. Однако если те испытание проводятся еще до запуска ИС, то приемочное тестирование выполняется только тогда, когда ИС уже развернута в конкретной программно-аппаратной среде.
В сумме описанные виды тестирования (установки, конфигураций и приемочное) позволяют полностью проверить ИС перед ее окончательной реализацией. Если в ходе испытаний обнаружены ошибки, остается время их исправить. Ведь на этом этапе продукт еще не поздно отправить на доработку.
Тестирование при сопровождении ИС
Какими бы качественными не были предварительные испытания, они еще не дают гарантии, что новая ИС всегда будет работать корректно. Ошибки, баги и узкие места имеют свойства проявляться уже в процессе эксплуатации IT-системы и в самые неожиданные моменты. Поэтому в управлении качеством ИС большая роль отводится тестированию на этапах сопровождения продукта:
Регрессионное тестирование (Regression Testing) – комплекс тестов, которые проводят после обнаружения и исправления ошибок в работе ИС. Цель проверки – доказать, что дефекты устранены, а функциональность ИС не пострадала.
Дымовое тестирование (Smoke Testing) – испытания, которые проводятся после установки новых версий программных компонентов, входящих в состав ИС. Цель проверки – узнать, «прижились» ли обновленные компоненты и как они влияют на работоспособность всей системы. Свое название этот вид тестирования получил от сленгового выражения «пошел дым», которое означает, что установка новых компонентов привела к сбоям в системе. Но даже если дым и не пошел, то есть, ничего критического не случилось, проводятся более детальные тесты.
Эти 2 вида тестирования (регрессионное и дымовое) позволяют отслеживать функциональность уже запущенной ИС и вовремя обнаруживать сбои и дефекты в ее работе.
Как видите, грамотно разработать и запустить ИС – только половина дела. Любое IT-решение нужно постоянно тестировать – как до, так и после его внедрения. С одной стороны, это требует дополнительных усилий и затрат (времени, денег, ресурсов и т.д.). Но с другой, дает гарантию, что разработанный продукт соответствует всем заявленным требованиям и работает на потребности бизнеса, и он не даст сбой в самый неподходящий для этого момент.