3 ошибки при мониторинге веб-сервера: как не надо делать
Всем привет! В эфире блог ITSource, и сегодня мы говорим о мониторинге веб-сервера. А точнее, о наиболее распространенных ошибках, которые допускают компании, заказывающие мониторинг. Устраните их, и бразды правления сервером всегда будут в ваших руках.
Начнем с очень типичной и критической для бизнеса ошибки:
Мониторинг = проверка доступности сайта.
Мониторинг сайта необходим для отслеживания работы хоста (веб-сервера), где они находятся и для своевременного обнаружения аппаратных и программных сбоев, из-за которых возможно не будет работать сайт, или не будет доступа к сайту.
Поэтому запомните главное правило эффективного мониторинга – к системе наблюдения нужно подключать весь веб-сервер и все службы, которые к нему привязаны. Это и протоколы передачи данных, и почтовые сервисы, и корпоративные базы данных, и системы DNS. Только комплексный мониторинг позволит увидеть полную картину работы сервера, а не фрагменты, которые в отрыве от других не несут практической ценности.
На даже следование этому правилу не нивелирует последствий второй ошибки:
Статусного мониторинга вполне достаточно.
Статусный мониторинг – это проверка работоспособности основных компонентов системы, то есть рабочего статуса сервера и подключенных служб. Конечно, такая проверка очень важна, но по сути это лишь технический фундамент. Если вам нужно, чтобы мониторинг работал на ваш бизнес (а не просто выполнялся для галочки), над этим фундаментом нужно надстроить еще один уровень – мониторинг тенденций.
Это сбор данных по функционированию сервера (и отдельных служб) с их последующей аналитикой. Видеть, что MySQL работает корректно или сервер успевает отвечать на запросы – недостаточно. Нужно собирать статистические данные, чтобы понимать динамику системы. Когда и почему варьируются показатели доступности и работоспособности сервера, изменяется ли скорость генерирования страниц или время отклика http-запроса и т.д.
Если статусный мониторинг проверяет, как работает сервер сейчас, то мониторинг тенденций копает глубже – что изменилось в работе сервера и его служб? Есть ли слабые места, которые могут стать проблемой для бизнеса?
Например, данные статусного мониторинга свидетельствуют о том, что время обработки запроса попадает в пределы нормы. А вот мониторинг тенденций бьет на сполох – время отклика стабильно снижается, сервер не справляется с возрастающими нагрузками. Пора что-то менять!
Но все преимущества комплексного мониторинга могут разбиться о третью ошибку:
Отсутствие протоколирования и фидбэка.
Во-первых, нужно собирать и хранить данные мониторинга – только так вы будете держать руку на пульсе своего сервера. Во-вторых, важно, чтобы оповещения о сбоях приходили сразу после их обнаружения – через электронную почту, sms, сервисы мгновенных сообщений и т. д.
Ведь основная цель мониторинга – не просто посмотреть, как работает сервер, а оперативно получать информацию о сбоях. Статусный мониторинг поможет локализировать проблему, а мониторинг тенденций – вовремя заметить неладное и избежать катастрофы.
Как же организовать такой мониторинг? Можно поручить его штатному сисадмину. Но не факт, что он обладает достаточной компетенцией. Да и работает он по графику, а сбои не будут спрашивать, когда им случаться.
Можно использовать специальное ПО: Pingdom, Simple Server Monitor, Nagios, PRTG и др. Но не всегда функционала этих программ хватает для потребностей бизнеса. Да и данные мониторинга нужно обрабатывать, и лучше всего, чтобы это делали сторонние аналитики.
Наш совет – передать мониторинг сервера на аутсорсинг. Это общая рекомендация для всех компаний кроме тех, сервера которых находятся на обслуживании ITSource. Мы автоматически подключаем их к нашей системе круглосуточного мониторинга. Потому что знаем: без комплексного мониторинга добиться слаженной работы IT-системы невозможно.
Читайте также: Apache или Nginx – какой веб-сервер лучше?