Для чего нужен SLA или Как получить то, что заказывали?
Мы уже писали, кому, когда и почему выгодно передавать IT на аутсорс. Писали и о том, как сделать все правильно и не пожалеть, что доверили IT-инфраструктуру аутсорсеру. Внимательный читатель, возможно, помнит, что в числе прочего мы советовали особое внимание обратить на составление правильного договора между Заказчиком и Исполнителем. Такой договор носит название SLA, и в этой статье речь пойдет именно о нем: для чего нужен, чем полезен и как его правильно составить. Поехали!
Немного теории
SLA (от англ. «Service Level Agreement», Соглашение об уровне сервиса) – главный документ, регламентирующий отношения между Заказчиком и аутсорсером. Так говорится в ITIL – международной библиотеке об IT, ставшей эталоном управления информационными системами. Принципиально то, что SLA содержит четко обозначенные ожидания Заказчика по поводу качества и количества предоставляемых услуг. Такой договор может применяться в любой ситуации, где нужно обозначить параметры взаимодействия Заказчика и Исполнителя. Но наибольшее распространение он получил именно в IT-аутсорсинге, и в этом нет ничего удивительного. Обычному человеку сложно «на глаз» оценить качество обслуживания сервера или настроек безопасности корпоративной сети, а благодаря SLA он может сопоставить ожидания от услуг c уровнем их выполнения.
Как составлять SLA?
Есть базовые пункты, которые должны быть прописаны в любом SLA. Это перечень и параметры IT-услуг, а также метрики для определения качества их выполнения. В упомянутой выше ITIL представлена типовая модель договора:
- Определение сторон Соглашения, оговоренного сервиса и срока действия контракта.
- Конкретное время (дни и часы), когда будет предоставляться сервис.
- Количество пользователей сервиса.
- Процедура отчетности при сбоях в работе сервиса (включая время на подготовку отчета).
- Порядок подачи запросов на корректировку работы системы (включая время на выполнение запроса).
- Числовые метрики для определения качества сервиса (минимальная доступность для пользователей, среднее и максимальное время реакции на обращение пользователя, время решения проблем и др.) с описанием расчета каждого параметра.
- Перечень всех платежей, связанных с предоставляемыми услугами (единая цена за сервис или разбивка по уровням).
- Ответственность Заказчика при использовании сервиса (подготовка оборудования, использование определенного программного обеспечения и т.д.).
- Процедура решения конфликтных ситуаций.
- Меры по улучшению текущего SLA.
Кроме того, в договоре обозначаются штрафные санкции за конкретные «косяки» аутсорсера. То есть Заказчик гарантированно получает оговоренные услуги, проверяет качество и уровень их выполнения, а при любых неустойках правомерно требует компенсацию. Может показаться, что составлять SLA выгодно только клиенту, но это не так. Подписывая договор, аутсорсер четко проводит границы своих обязанностей и своей же ответственности. Это не только оптимизирует рабочий процесс, но и уберегает Исполнителя от необусловленных претензий. Например, клиент думал, что в стоимость заказанного пакета входит ежемесячный аудит сервера, но аутсорсинговая компания предоставляет такую услугу за дополнительную плату. Если этот пункт прописан в договоре, любые недоразумения исключены. Клиент сразу видит, за что и сколько платит, что получает и какую отчетность может требовать, а аутсорсер действует исключительно в рамках своей компетенции. Как ни крути, подписывать SLA выгодно обеим сторонам. Прогрессивные западные компании давно работают только по SLA. Аутсорсер не возьмет заказ в работу, если клиент отказывается составить договор, а Заказчики в свою очередь не пойдут в компанию, которая не придерживается общепринятой схемы. К счастью, сегодня такая тенденция начинает формироваться и у нас, а значит, растет как осведомленность потребителей IT-услуг, так и уровень отечественных аутсорсинговых компаний.