Мониторинг сервера: как и зачем измерять uptime
Проверяя доступность своего сайта или сервера, многие компании забывают об одном очень важном показателе – uptime. Поэтому сегодня мы решили поговорить именно о нем. Что такое uptime, как он измеряется и почему за ним нужно следить, если вы не хотите, чтобы о вашем сайте забыли все поисковики.
Uptime = доступность
В понятии мониторинга сервера (как и сайта) есть два очень важных параметра:
- uptime (аптайм) – время непрерывной работы (доступности) системы;
- downtime (даунтайм) – время недоступности системы.
Параметры эти взаимосвязаны. Если общее время работы сервера приравнять к 100%, получим такую закономерность:
Uptime+downtime=100%.
То есть, если даунтайм занял 5% общего времени, то аптайм составляет 95%.
На первый взгляд кажется, что 95% – хороший показатель. Но давайте посчитаем. 5% даунтайма – это 438 часов простоя в году. И это критически много для бизнеса!
Еще один важный момент: аптайм считается от момента загрузки сервера/сайта до прекращения его работы (то есть, момента, когда он перестал быть доступным). Но это не значит, что вы включили сервер 1-го января, выключили 31-го декабря и получили аптайм 100%. Нет! Любое зависание, перезагрузка (плановая или нет), экстренное прекращение работы съедает проценты аптайма.
Конечно, в идеале аптайм имеет 100%. Но это только в идеале. Хотя бы раз в году на сервере (как и на сайте) проводятся технические работы. Да и систему время от времени нужно перезагружать. То есть, пусть и небольшой, но даунтайм будет всегда.
Поэтому оптимальными рабочими показателями аптайма считаются 99-99,999%. При 99% аптайма сервер недоступен около 80 часов в году (что уже несравнимо с 438 часами при 95%), а при 99,999% – вообще чуть меньше часа. Чем ближе аптайм к этой отметке, тем лучше. А вот показатели от 98% и ниже считаются критическими для бизнеса.
Почему uptime так важен для бизнеса?
- Он влияет на клиентский трафик
Чем дольше ваш сайт недоступен, тем больше вероятность, что посетители уйдут к конкурентам, у которых с аптаймом все хорошо. Если же uptime сервера или сайта продолжает падать, вы начинаете терять уже полученных клиентов.
- Он влияет на ранжирование в поисковой выдаче
Во-первых, поисковые системы учитывают аптайм при индексации сайтов. Высокий uptime – это ключ к успешному онлайн-продвижению любого (!) бизнеса.
Во-вторых, поисковые роботы периодически проверяют сайты, которые уже вошли в топ поисковой выдачи. И если ваш сайт там есть, но его аптайм слишком низок, вы как пробка вылетите из топа.
В-третьих, при низком аптайме вы уже не сможете попасть в топ. Даже при идеальной маркетинговой стратегии. Даже при наличии хорошего контента. Поисковые роботы просто не пропустят ваш сайт на верхние строчки. Так и будете оставаться внизу просто из-за того, что у других аптайм выше.
Поэтому запомните:
- Высокий аптайм – одно из ключевых требований для любого бизнеса, который использует IT и продвигается в интернете.
- Если хостинг-провайдер предлагает вам около 98% аптайма – ищите другого провайдера.
- Если ваш собственный сервер не дотягивает хотя бы до 99% – меняйте сервер или ищите ошибки.
Как измерить uptime?
Если вам нужно узнать uptime своего сайта, на помощь придут специальные сервисы: pingup.ru, host-tracker.com, monitors.ru, uptimerobot.com, monitis.com, site24x7.com и др. Все они работают по похожему принципу – с определенной периодичностью проверяют доступность сайта из разных точек планеты. Платные программы еще и присылают оповещения о недоступности ресурса.
Однако идеально точным такой способ не назовешь. Как и универсальным. Если на вашем сервере работает 5 сайтов, то поштучная проверка отдельных ресурсов полной картины не покажет. Да и единожды измерить uptime недостаточно – чтобы вовремя заметить неладное, нужно видеть динамику доступности сервера.
Оптимальное решение – подключить сервер к системе круглосуточного мониторинга. Напоминаем, что клиенты ITSource, сервера которых находятся на обслуживании компании, получают эту услугу бесплатно!
Читайте также: 3 ошибки при мониторинге веб-сервера: как не надо делать